От бана, как от сумы или от тюрьмы, как говориться, никто не застрахован. Конечно, если вы дорвейщик или саттелитостроитель и делаете сайты пачками для продажи на биржах, то к бану вам не привыкать – в вашем случае это как издержки производства. Другое дело, если в бан попадает ваш белый, пушистый, СделанныйДляЛюдей сайт, над которым вы регулярно трудитесь не только ради денег, но и для удовольствия (или для самореализации, во имя идеи и т.д.). Еще хуже, когда в бан попадает сайт клиента (а такое случается нередко). Тогда не только за себя обидно, но еще и клиенту необходимо ситуацию как можно деликатней разъяснить. Итак, однажды утром вы проснулись и обнаружили, что сайта нет ни на одной прежней позиции. Что делать дальше?
Шаг 1. А точно ли бан?
Прежде всего нужно отбросить эмоции и трезво оценить случившееся. Кроме бана, причиной полной потери позиций сайта могут быть:
– фильтр поисковика (фильтр аффилиатов или “Ты Последний” у Яндекса или “Сопли” у Гугла, например);
– выпадение из индекса той страницы (страниц), которую вы продвигали;
– “склейка” сайта с другим зеркалом;
– проблемы с хостингом, админкой, настройками самого сайта;
– смена алгоритма;
– и т.д.
Как проверить, в бане ли сайт?
Проверьте, индексируется ли Ваш сайт поисковой системой.
Баном считается полное удаление сайта из базы поисковой системы (за нарушение ее регламента). Следовательно, если в индексе не обнаружено ни одной страницы сайта, значит вероятность бана очень велика. Если же страницы есть в индексе – значит, сайт не в бане. Ищите другую причину потери позиций.
Для тех, кто только что пришел. В Яндексе для проверки сайта на индексацию достаточно ввести домен сайта в строке “На сайте” в расширенном поиске. В Гугл – послать запрос в поисковой строке типа site:mydomaun.ru.
Иногда для проверки на бан в Яндексе еще действует старый способ – добавление сайта на индексацию через “адурелку” (от англ Add Url – добавить URL). Если при попытке добавления своего сайта вы получите ответ типа “Ваш сайт не может быть добавлен, так как его индксация запрещена” – примите мои соболезнования. Но сейчас такой способ не всегда действует – есть много примеров, когда забаненные сайты якобы добавляются и вы получаете ответ, что сайт якобы будет проиндексирован по мере обхода робота.
Если вы убедились, что в базе поисковой системы нет ни одной страницы – проверьте на всякий случай, не закрыт ли сайт к индексации тэгами или в robots.txt (мало ли), убедитесь, что при обращении к серверу он выдает нормальный HTTP-заголовок (проверить можно здесь).
Если с этим все ок, но сайт таки не в индексе – переходим к следующему шагу.
Шаг 2. Ищем и устраняем причину бана
Бан – это последствие нарушения вебмастером пользовательского соглашения (для Яндекса его принято называть регламентом) поисковой системы. А поскольку последствий без причин не бывает, в первую очередь нужно подумать, какой пункт соглашения вы нарушили. Конечно, многие вебмастера, попавшие в бан, уже изначально знают, где согрешили. Но бывают случаи “родительской слепоты”, когда создатель сайта из-за предвзятого отношения к своему “детищу” не видит собственных ошибок. Если вы не уверены в причине бана, почитайте внимательно: Советы Яндекса для вебмастеров, п.6, если вас забанили в Яндексе, или Рекомендации Google по обеспечению качества сайтов, если вас забанил Гугл (если прочтете оба документа, обратите внимание, что представление обоих поисковиков о качестве практически одинаково).
Если у вас нет никаких предположений по поводу возможной причины бана, попросите коллегу или просто знакомого сеошника взглянуть на сайт, или задайте вопрос на серче в разделе Частные вопросы – ранжирование, индексация, бан. Со стороны оно все-таки виднее.
В итоге у вас должен получиться список предположений о причине бана. Если это грубые нарушения с вашей стороны – следует их незамедлительно убрать и переходить к следующему шагу.
Шаг 3. Составляем покаянное письмо
Если вы не желаете ждать долгое время, пока до поисковика “само дойдет”, что ваш сайт больше не является преступником, пишите письмо в поддержку с просьбой снять санкции. Лучше всего это делать через панель вебмастера, которая есть и в Яндексе, и в Гугле. Добавьте сайт в панель, если вы этого еще не сделали, и перейдите по ссылки “Задать вопрос по этому сайту”.
Настоятельно не рекомендую писать в поддержку в раздраженном, саркастичном или ультимативном тоне. Помните, что хозяин-барин, и поисковик как источник трафика для вашего сайта нужен вам гораздо больше, чем вы ему. Также не следует писать много текста, описывайте ситуацию кратко. Помните, что среднестатистическому Платону или гуглоиду приходится читать сотни таких писем в сутки.
Если вы знаете, за что забанили ваш сайт, составляйте письмо так:
1) Кратко опишите ситуацию – сайт с таким-то полезным содержанием пропал из индекса.
2) Напишите, что вы внимательно изучили Пользовательское соглашение, нашли причины наложения на ваш сайт штрафных санкций и устранили эти причины, а также что впредь вы не будете прибегать к таким методам.
3) Попросите вернуть сайт в индекс.
Если вы уверены, что ваш сайт ничего не нарушает, и его исключили из базы по ошибке:
1) Опишите, когда (сегодня, вчера, два дня назад) и при каких обстоятельствах (после апдейта, например) вы заметили, что ваш сайт пропал из индекса.
2) Уточните, что сайт не запрещен к индексации и вашей стороны, что заголовок http выдается сервером верно. Также не будет лишним определить и указать в письме, когда последний раз робот поисковой системы был на сайте (для этого нужно уметь пользоваться серверными логами).
3) Укажите ваше предположение сложившейся ситуации (плохой хостинг, происки конкурентов и т.д.).
4) Попросите разобраться в ситуации.
Как правило, ответ от поддержки Яндекса приходит в течении 3 дней. Если содержание его будет приблизительно следующим: “Ваш сайт нарушил пункт №Х Лицензии…. . На данный момент причины нарушения устранены, вопрос повторного добавления сайта будет рассмотрен через месяц” – считайте, что вам повезло, и остается только подождать указанный срок.
Ответа от Гугла дождаться не так просто, а чаще всего вообще невозможно. Но это не значит, что сайт обречен на вечное изгнание – как правило, через некоторое время поисковик автоматически сканирует нарушителя, и если нарушающих элементов там не обнаружено – возвращает в индекс. Если вам не хватит терпения оставаться все это время в неизвестности, попробуйте задать вопрос на Блоге или Справочном Форуме вебмастеров.
Помните, что бан – это не приговор, если ваш сайт действительно составляет ценность для потенциальной аудитории.