# SEO — Search Engines Optimization, оптимизация сайтов для поисковых систем. Синонимы — продвижение сайтов, раскрутка сайтов. Интересно, что аббревиатура SEO обозначает продвижение сайтов в ТОП поисковых машин по нужным ключевым словам В ЦЕЛОМ, а термин «оптимизация» часто используется более узко — для обозначения работы с внутренними факторами, влияющими на ранжирование. # Cloacking (клоакинг) — метод «черной» оптимизации, который заключается в подмене контента страницы, расположенной по определенному адресу, при показе ее живому посетителю и роботу-пауку поисковой системы (посетителю показывается одно, а поисковику — другое). Тип посетителя определяется по IP или по части HTTP-запроса, сообщающей User Agent. Раньше был весьма популярным методом поискового спама, однако в связи с более жесткими требованиями современных алгоритмов поисковиков к качеству текста, «скармливание» индексаторам перенасыщенного ключевыми словами контента не особенно помогает, а чаще — вредит. Тем более, что поисковики неплохо умеют распознавать технологии клоакинга и немедленно налагают жесткие санкции на такие сайты. Клоакинг — это «черная» оптимизация, применять ее для продвижения серьезных проектов ни в коем случае нельзя.
# CMS (Content Management System, система управления контентом) — программа, являющаяся основой любого современного сайта. Устанавливается на сервере и позволяет создавать и редактировать содержимое сайта так же легко, как и документы MS Office. Основные плюсы применения CMS — гибкие возможности по настройке, подключению и написанию дополнительных модулей функциональности, возможность реализовать любой дизайн, дружелюбность к непрофессиональным пользователям.
# CSS — Cascading Style Sheets или каскадные таблицы стилей. Удобный способ HTML-верстки, принцип которого заключается в отделении представления данных от самих данных. Практически все современные сайты используют CSS. Для поисковой оптимизации интересен тем, что с их помощью можно добиться некоторых эффектов: например, скрытия присутствующего на странице текста от глаз живого посетителя и так далее. Лучше всего применять CSS только по назначению, но ни в коем случае не для трюков, характерных для «черной» оптимизации.
# CTR — click-through rate, кликабельность. Отношение количества кликов, то есть переходов из поисковых систем к числу показов (в случае поискового продвижения это будет сниппет сайта в выдаче результатов). Чем выше кликабельность объявления, баннера или сниппета, тем выше эффективность. В случае Яндекса, CTR вашей ссылки в поиске может влиять на ее позицию в поиске по ряду ключевых слов. Обычно CTR зависит от тематики и, что более важно, от качества и привлекательности самой рекламы.
# DMOZ — dmoz.org, ныне носящий официальное имя Open Directory Project. При добавлении все сайты проходят проверку редактором (сообщество энтузиастов работает на добровольной основе), поэтому присутствие сайта в DMOZ является свидетельством его качества. Однако критерии приема в DMOZ менее строги, чем в Яндекс.Каталог, а потому туда все же могут «просочиться» не самые качественные ресурсы.
# Doorway (дорвей, дор) — страница или сайт, автоматически перебрасывающие посетителя на другую страницу. Человек обычно не успевает увидеть первую страницу, на которую он перешел (сам дорвей), так как она предназначена исключительно для роботов поисковых систем. Дорвеи очень легко делать массово и автоматически. Поисковые системы же раньше не могли отличить текст, предназначенный для людей, от тематического (по кластеру ключевых словосочетаний) контента, сгенерированного с помощью цепей Маркова. Это специальный алгоритм, сохраняющий синтаксически правильную структуру и содержание нужных слов при полной бессмысленности. Таким образом можно было сделать сотни «уникальных» сайтов, вывести их на относительно хорошие позиции в ТОПах поисковых систем, направить трафик посетителей на любой другой сайт. Борьба поисковых систем с дорвеями в мировом интернете ведется с переменным успехом, однако сейчас поисковики науч ились определять многие способы быстрого перенаправления, фильтровать плохой контент, а также ввели строгое правило по поводу «возраста сайта». Теперь сайты, домены которых зарегистрированы менее года назад (или более, но нет истории присутствия работающего сайта на данном домене) почти в 100% случаев не могут пробиться в ТОП10 по сколь-нибудь конкурентным запросам. Подводя итог, можно сказать одно: дорвеи — метод «черного» продвижения (black hat SEO), поэтому применять его не стоит. Это чревато пожизненным баном сайта, то есть полным исключением его из результатов поиска. В Рунете дорвеев практически не осталось, т.к. Яндексу удалось их «победить» — научиться отличать их от обычных сайтов и сразу накладывать санкции.
# IP («айпи», IP-адрес, четыре числа, разделенные точкой, например, 192.168.0.16) — это сокращение от Internet Protocol. Соответственно, IP-адрес — уникальный идентификатор узла сети. При подключении к интернету каждый компьютер получает IP-адрес, причем их диапазоны для разных стран и даже регионов известны. С помощью определения IP-адреса посетителя сайт может показать ему правильный контент (например, москвичу — погоду в Москве, а не в Санкт-Петербурге). Но и у сайтов есть IP-адреса — точнее, это адреса серверов, на которых сайты располагаются.
# JavaScript («Яваскрипт») — язык программирования, который применяется для реализации на сайтах самых различных функций. Код языка исполняется на клиентской стороне, то есть сначала с сервера скачивается скрипт, который выполняет браузер посетителя сайта. Все происходит автоматически. Примерами скриптов JavaScript являются выпадающие меню, всплывающие окна и т.п. JavaScript ни в коем случае нельзя путать с Java («Ява» или «Джава»), которая является полноценным языком программирования, наряду с C++, Бейсиком или Паскалем.
# PHP («ПХП», «пэхапэ») — еще один язык программирования веб-приложений. Помимо JavaScript и PHP в веб-программировании применяются и другие языки и инструменты. Программы PHP выполняются веб-сервером, а результат их работы – готовая страница, которая отдается браузеру. Примером PHP-скриптов может являться любой интернет-магазин или сайт, работающий с базой данных.
# PPC (pay per click, оплата за клик) — рекламная модель, которая подразумевает, что рекламодатель платит только за переходы посетителей на свой сайт, но не за показы объявления, баннера и так далее. Это типичная модель для контекстной поисковой рекламы. SEO чаще всего работает по-другому: деньги тратятся на вывод сайта в ТОП10, то есть оплата ни за показы, ни за клики не взимается. Исключение — «трафиковое» продвижение, с оплатой за посетителей: такое SEO можно в какой-то степени отнести к PPC.
# PR (PageRank) — условный «вес», авторитетность конкретной веб-страницы с точки зрения Google. Может изменяться от 0 до 10, хотя сам Google использует для внутренних целей и дробные значения. Стоит подчеркнуть, что PR рассчитывается отдельно для всех страниц сайта. Об алгоритме расчета PageRank и истории Google в нашей рассылке будет отдельная статья.
# RSS (Really Simple Syndication) — формат представления данных, который позволяет сайту сообщать роботам поисковиков и агрегаторам новостей о всех обновлениях. Применение RSS ускоряет индексацию.
# SEM (Search Engines Marketing) — более широкое понятие по сравнению с SEO. В поисковый маркетинг входит также контекстная реклама, баннеры на страницах выдачи, различная реклама на окружащий поиск сервисах и многое другое.
# SEO-копирайтинг — создание текстов, оптимизированных для поисковых систем по определенному списку ключевых словосочетаний. Это не бездумное наполнение текста ключевиками, а создание материалов с органичными и незаметными вхождениями нужных слов, причем с определенной плотностью. Хороший SEO-копирайтер может написать текст, который не стыдно будет поставить даже на сайт очень уважаемой организации. Текст будет выполнять свои функции (информационные, рекламные и так далее), а также содержать ключевые слова, что необходимо для поискового продвижения.
# SMO (Social Media Optimization, SMM, Social Media Marketing) — маркетинг в социальных сетях и сообществах. Концепция web 2.0, то есть создание контента пользователями с помощью специальных объединяющих платформ, получила огромную популярность. Типичный пример — социальная сеть «В Контакте», в которой зарегистрировались и активно общаются уже десятки миллионов человек. Грамотная работа с аудиторией этой сети позволяет реализовывать весьма интересные рекламные стратегии. Однако это ручная работа, которую невозможно автоматизировать или превратить в технологию.
# Standalone-блог — блог (сетевой дневник), размещенный не на специальном сервисе типа LiveJournal.com, LiveInternet.ru или Blogger.com, а на собственном домене владельца. Обычно в качестве CMS используется WordPress.
# Whois — протокол доступа к базам организаций, занимающихся регистрацией доменов и IP-адресов. С помощью сервиса, использующего этот протокол (например, http://www.whois.net/ ), можно получить информацию о владельце домена и, что важно для SEO, дате его регистрации.
# АГС — фильтр поисковой системы Яндекс. Его функция — не допустить попадания в индекс поисковой системы страниц, не представляющих интереса для живых пользователей. Например, при индексации сайта, страницы которого сгенерированы автоматически, содержат ворованный контент и так далее, Яндекс добавит в свою базу далеко не все. Фильтр работает уже давно, однако серьезное воздействие на индексацию стал оказывать с сентября 2009 года (АГС-17). В декабре была подключена новая версия — АГС-30. Она учитывает при принятии решения о внесении страницы в индекс более 100 критериев. Для справки: АГС-17 и АГС-30 — это автоматические гранатометы, но в приложении к SEO эта аббревиатура очевидно расшифровывается как «антиговносайт».
# Аддурилка — форма, при помощи которой вебмастер может вручную сообщить поисковой системе о том, что появился новый сайт (или новые страницы на сайте). Название происходит от английского add URL, то есть «добавить URL-адрес».
# Аналитикс — Google Analytics, одна из самых популярных и продвинутых систем статистики. С ее помощью можно получить практически любые данные о поведении посетителей сайта, их источниках и так далее.
# Анкор (link anchor) — текст гиперссылки, который показывается пользователю. В покупаемых с целью поискового продвижения ссылках анкоры должны быть уникальными и составленными с вхождениями ключевых слов.
# Ап (апдейт) — обновление поисковой системы. Апдейты разделяются на ординарные (пересчет выдачи, происходит раз в 1-5 дней); ссылочные (пересчет весовых показателей страниц и ссылок, происходит раз в несколько месяцев); апдейты алгоритмов (изменения формул ранжирования и прочие серьезные преобразования в работе поисковой системы, обычно происходят раз в полгода и реже).
# Аффилиат — сайт, который определяется поисковой системой как связанный с другим сайтом (контентом, владельцем и так далее). Применение антиаффилиатного фильтра не позволяет сайтам одной компании занять всю выдачу по каким-либо важным поисковым запросам (что было бы крайне выгодно для компании, но понизило бы качество выдачи — а это невыгодно Яндексу). Определение аффилированности ведется по контактной информации, IP, whois-данным и прочим параметрам. Еще один важный параметр определения аффилированности — банальный донос. Даже если постараться «замаскироваться» от автоматических алгоритмов, бдительные конкуренты незамедлительно донесут на вас в поддержку Яндекса. Модератору, естественно, очень просто определить, принадлежат ли сайты одной организации. Поэтому попытки «занять всю выдачу» в подавляющем большинстве случаев не проходят.
# Бан — самая жесткая санкция поисковой системы, предусматривающая исключение сайта из индекса и, соответственно, из выдачи. Применяется в ответ на широкий список нарушений, относящихся к спамдексингу. Если сайт покаран незаслуженно, можно попытаться оспорить это решение с помощью переписки с техподдержкой поисковика. Стоит также отметить, что бан редко бывает вечным: если устранить нарушения, из-за которых сайт был исключен, через некоторое время (к сожалению, точно назвать срок сложно) сайт вернется в индекс — хотя, разумеется, далеко не на те позиции, которые занимал до бана.
# Биржа ссылок — платформа для купли-продажи ссылок. Чтобы вывести сайт в ТОП10 поисковиков, нужно приобрести значительное количество входящих ссылок на его страницы с более или менее авторитетных ресурсов. В настоящее время необходимое количество исчисляется сотнями и даже тысячами (для высококонкурентных запросов). Очевидно, что договариваться с владельцами сотен сайтов — огромная работа, которую, к счастью, легко автоматизировать. Биржи ссылок позволяют владельцам площадок-доноров (предлагающим ссылки) встретиться с покупателями (теми, кто продвигает сайты). Крупнейшие ссылочные биржи — Sape.ru, Linkfeed.ru и так далее. Однако у бирж есть недостаток, обусловленный их бизнес-моделью: им выгодно наращивать общий объем сделок, но невыгодно работать на результат для покупателей ссылок, то есть высокие позиции в поисковых системах. Именно поэтому над биржами ссылок необходим еще один уровень автоматизации, кото рый обеспечивает система автоматизированного продвижения сайтов SeoPult. Она не только выбирает самые качественные ссылки (а не закупает все подряд), но и снимает ссылки с доноров, потерявших эффективность. Этого биржи ссылок не будут делать никогда, что приводит к значительному перерасходу бюджета при их использовании без серьезных специальных знаний. SeoPult же позволяет выводить сайты в ТОП10 в автоматическом режиме, без необходимости учиться продвижению и тратить на него более 5-10 минут в неделю.
# Блоговая биржа — аналог ссылочной биржи, однако в качестве площадок-доноров выступают блоги. Покупать ссылки с блогов важно, так как они очень быстро (часто в течение 5 минут) индексируются, а ссылочная масса с включениями таких доноров считается более естественной. SeoPult автоматически покупает нужное для каждого проекта количество ссылок с блогов благодаря интеграции со специализированной биржей BuyPost.ru.
# Блогролл — модуль движка standalone-блогов, выводящий в определенном месте на странице статические или ротируемые ссылки. Обычно владелец блога добавляет туда «дружественные» сайты и блоги примерно аналогичной тематики (или те, которые ему просто нравятся). С точки зрения SEO размещение там ссылок практически бесполезно.
# Быстробот (ББ) — специальный робот-паук Яндекса, индексирующий страницы, которые часто обновляются. Обычно это блоги и сайты, имеющие RSS, а также популярные ресурсы. С помощью этой системы Яндекс может показывать в выдаче последние новости. Стоит отметить, что проиндексированные быстроботом страницы НЕ ДОБАВЛЯЮТСЯ в основной индекс, а только в специальную базу, откуда спустя небольшой промежуток времени удаляются. Однако есть мнение, что проиндексированная быстроботом страница быстрее попадет в основной индекс. 9 июля 2010 года был опубликован пресс-релиз Яндекса о введении новой технологии под названием Orange — нового быстробота, работающего в режиме реального времени.
# Бэк (от backlink, обратная ссылка) — внешняя, входящая ссылка на сайт с какой-либо другой веб-страницы (на другом домене). Обычно под бэклинками имеют уже проиндексированные поисковой системой входящие ссылки — их можно посмотреть, например, с помощью сервиса http://webmaster.yandex.ru/ (Индексирование сайта — Входящие ссылки — Внешние). Количество и качество бэклинков (точнее, страниц-доноров и анкоров ссылок) — это и есть внешние факторы ранжирования.
# Вес ссылки — передаваемый ссылкой «вес» со страницы-донора (той, где размещена ссылка — «дающая») на страницу-реципиент (ту, на которую ведет ссылка — «принимающая»). Количественно рассчитывается только самой поисковой системой от параметров донора, однако можно назвать некоторые коэффициенты: количество и расположение исходящих ссылок на странице-доноре, наличие или отсутствие фильтров на доноре и реципиенте, наличие обратной ссылки на реципиенте и так далее. Например, чем меньше на странице ссылок, тем больший «вес» передает каждая из них.
# Видимость в ПС — критерий, по которому SEO-специалисты часто судят об успешности выполнения работ. Видимость выражает долю целевой аудитории сайта из числа пользователей поисковых систем, увидевших ссылку на него (точнее, его сниппет) в результатах поиска. Она зависит от частотности запросов, популярности каждой из целевых поисковых систем и позиций сниппета в выдаче в течение отчетного периода. Стопроцентная видимость — это присутствие во всех поисковых системах по максимально широкому списку ключевых словосочетаний на первой позиции страницы выдачи. Соответственно, снижение каждого из этих параметров дает (с определенным поправочным коэффициентом — выпадение сайта из результатов поиска в Rambler наносит ничтожный вред видимости по сравнению с выпадением из поиска Яндекса) снижение видимости.
# вИЦ — взвешенный индекс цитирования. Это внутренний параметр, который уже давно не показывается Яндексом (но, тем не менее, применяется). По сути, это аналог Google PageRank (PR) — авторитетность, «вес» каждой отдельной страницы сайта.