Один из специалистов по продажам в интернет жалуется другому: знаешь, вот я провожу семинары и тренинги, чтобы научить людей зарабатывать в Сети. Я говорю им: у вас есть продукт, давайте посмотрим, как сделать его прибыльным продуктом, как изучить электронный рынок, как правильно предложить товар…а они после курса обучения начинают писать и продавать книги «как заработать в Сети» и составляют мне конкуренцию. (почти анекдот)
Интернет занял прочные позиции в нашей жизни: погода на завтра и афиши, сплетни и новости, рынок ценных бумаг и просто Рынок. Электронная коммерция набирает обороты. Спросите человека, который по долгу службы имеет дело с цифрами, и он скажет: за прошедший 2006 год продажи в мировой Сети подскочили на n %, в Рунете возросли до N! % и обеспечили участникам интернет бизнеса до (NN..фига) процентов дохода. Спросите у простого обывателя и он, не зная цифр, верно уловит тенденции: «Интернет - рулит».
Действительно, несмотря на то, что период становления электронной коммерции в Рунете еще весьма короток, темпы роста вполне способны поразить воображение любого уважающего себя бизнесмена. Гигантская сеть, мобильная, независимая площадка для рекламы и пиара, оценки предложения и спроса, охватывающая, как по заказу, самый образованный и кредитоспособный слой населения, растущая как снежный ком. Как говорят на Востоке «ишаку понятно» на этом надо делать БИЗНЕС. Вопрос: кому и как? Исходя из рассмотренных выше тенденций, расширить свой офф-лайн бизнес может почти каждый. Пусть это будет не интернет-супермаркет, а просто грамотное представление в Сети себя и своего товара. Любое проявление в он-лайне достойно внимания. Однако, существует одна весьма не маленькая проблема: приходя из реального рынка в интернет, люди часто не имеют знаний о Виртуальном Мире, в котором собираются заняться коммерцией. То есть не имеют представления о действующих в нем законах и закономерностях, о возможностях и способах оценки и планирования, о продвижении и рекламе, наконец. Нередко бытует одно из самых архаичных мнений – достаточно написать сайт с предложением своего продукта и вывесить его в сеть, как рекламу. А почему бы и нет? Только увидит ли кто такую рекламу в Сети – ведь это не плакат на главном проспекте Столицы? Естественно, что наиболее адекватным надо считать следующий подход: если ты выходишь на новый рынок, то должен изучить его особенности. В чем же проблема? Проблема в том, что обычному предпринимателю офф-лайн бизнеса очень трудно представить, как работает виртуальное пространство. Потому, что возникло оно изначально по прихоти программистов и программ. И многих это сбивает с толку. Кроме тех, кто точно чувствует себя здесь как рыба в воде, поскольку не только знает, но и может использовать эти законы и разработанные под них решения-программы во благо любого бизнеса. Значит, нужны СПЕЦИАЛИСТЫ. Гип-гип-ура, образование снова в цене. Нужны ГРАМОТНЫЕ интернет-маркетологи, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ интернет-менеджеры, ГЕНИИ управленцы-сайтами, ВИРТУОЗЫ пиарщики и далее по нарастающей, поскольку конкуренция в Сети – штука вполне вещественная и ошибок на современном уровне ведения дел не прощает.
Итак, мы уже непосредственно подходим к главному – кто они такие и что они делают - СПЕЦИАЛИСТЫ по электронной коммерции. Попробуем разобраться в этом на примере простых вопросов, обобщенных сотрудниками компании NetPromoter, одной из наиболее серьезных на российском рынке в сфере продвижения интернет-бизнеса.
Вопрос №1: Специалист – это такой программист, который знает, как написать сайт и зарегистрировать его в поисковых машинах? Наверное, он знает и все остальное, что с ним, то есть сайтом, надо делать, чтобы его увидели потенциальные покупатели, и сделает это за небольшую прибавку к жалованью?
Ответ: если у вас есть программист, который создал и обновляет сайт вашей компании, то совсем не обязательно, что он является Специалистом в области раскрутки сайтов. Существует огромное количество тонкостей, позволяющих информации с вашего сайта быть на первых страницах поисковых систем (а это и есть самая действенная «реклама» в электронном бизнесе). Конечно, в них можно разобраться со временем, что называется, на собственном опыте, но надо помнить, что есть люди, которые специализируются только на этом, способны постоянно отслеживать все изменения в виртуальном рейтинге вашей фирмы. Более того, такие СПЕЦИАЛИСТЫ уже написали много сложных и хитроумных программ-помощников, облегчающих работу по продвижению сайта в Сети и, на худой конец, если ваш программист желает получать прибавку к зарплате, он может попытаться воспользоваться лицензионными пакетами таких программ. Это будет намного эффективнее, чем начинать с нуля.
К этому вопросу, пожалуй, следует добавить еще один нюанс. Почему стоит после разработки сайта отдать его в руки профессиональным оптимизаторам, а не профессиональным разработчикам, даже если это уважаемая компания, у которой вы заказывали сайт, а не просто программист вашей фирмы? Давайте посмотрим на это дело с такой стороны: если компания, создавая для вас ресурс, не уделила должного внимания тому, как сайт будет реально выглядеть в Сети (не внешний вид, для покупателей, конечно, а рейтинг в поисковых системах, в первую очередь), то где гарантии, что они вообще могут грамотно это сделать? Кроме того, обычно трудно выявить ошибки, допущенные собственноручно – необходим взгляд со стороны. И если вы обратитесь к СПЕЦИАЛИСТАМ, то минимум, что они для вас сделают – назовут все недочеты вашего сайта и выдадут рекомендации по его правильному продвижению.
Вопрос №2: Достаточно нанять специалиста по оптимизации сайта и у нас больше не будет проблем?
Ответ: Если очень повезет!
На самом деле, это достаточно неоднозначный вопрос, который, в частности, затрагивает ваши намерения в отношении управления всем ресурсом. И здесь есть как минимум два варианта. Первый – вы нанимаете СПЕЦИАЛИСТА и говорите – мне важно, чтобы мои продажи увеличились и отдаете ему в руки весь бизнес-процесс. Однако специалисты по оптимизации и продвижению сайтов обычно не являются Специалистами по продажам, а вам, как не специалисту по виртуальным делам трудно оценить, насколько действенна их работа (а вдруг можно сделать значительно лучше?). Конечно, у них, то есть специалистов, существуют критерии оптимизации сайта, но кто в них будет разбираться? Может менеджер вашей компании? Но он в этих критериях, простите, ни-в-зуб-ногой. Тем не менее, нельзя не отметить, что сегодня на рынок Рунета уже пришли настоящие Специалисты: менеджеры и программисты в одном лице. Но, как у настоящих СПЕЦИАЛИСТОВ их услуги стоят настоящие деньги. Пожалуй, если вы ищете компромиссы, то ими могут стать специально разработанные программы, позволяющие «слегка подготовленному» менеджеру Компании контролировать и направлять процесс работы программ/людей-оптимизаторов. Это, собственно, и есть второй вариант. Фактически симбиоз двух бизнес ниш, реальной и виртуальной. Как всякий симбиоз, заметим, весьма плодотворный союз.
Вопрос №3: Как сделать все подешевле?
Ответ: Это инвестиции в ваш бизнес. Надо относиться к ним посерьезней.
Такой вопрос, по-сути, возникает из мифа, типичного для Рунетовского бизнеса в целом. Это миф «о дешевом Специалисте». Почему миф? Потому что на опыте реального бизнеса уже пора понять, что дешева только колбаса в мышеловке. Тем не менее, неплохо уяснить для себя такой вопрос: За что вы будете платить свои деньги?
Вы будете платить Свои деньги за то, чтобы вам сделали качественный сайт, качественно его раскрутили в интернете и, самое главное, чтобы вас продолжали обслуживать. Этакий послепродажный сервис и гарант вашего спокойствия на долгое время. Интернет слишком мобилен, слишком переменчив. Если, вы, к примеру, покупаете для Своего Сайта программы, которые созданы для раскрутки сайтов и надеетесь, что это разовый платеж, то он будет действительно разовым только в том случае, если к программам прилагается постоянное обновление баз данных (а как же, поисковики не спят, меняют алгоритмы ранжирования, к примеру), а главное, поддержка СПЕЦИАЛИСТОВ, которые все эти изменения отслеживают и создают новые программные-контратаки для спасения вашего сайта в информационном море. Здесь надо просто достать калькулятор и подумать: если вам предлагают заплатить за очень хорошее «оборудование» вашего бизнес-сайта, этак $30, то какой уважающий себя СПЕЦИАЛИСТ будет постоянно работать над программами и предоставлять вам поддержку в любых сложных ситуациях за такие деньги? Таким образом, ищите профессионалов и разумное соотношение цена/качество/сервис.
Вопрос №4: Где гарантии?
Ответ: попробуем разобраться, какие гарантии вам нужны, что могут гарантировать СПЕЦИАЛИСТЫ. И хорошо это или плохо (как это ни парадоксально звучит) стопроцентные гарантии.
Итак, от оптимизаторов, как правило, требуют гарантии выведения сайта на лидирующие позиции в Поисковых машинах. Более того, хочется гарантий, что эти гарантии 100%. Для человека, далекого от мира поисковой оптимизации такие гарантии представляются возможными и достижимыми. Но реально ли это на практике, или это просто пустые обещания, своего рода недобросовестная реклама фирмы-оптимизатора? Скорее второе..И вот почему. Алгоритмы ранжирования поисковых систем известны только непосредственно администрации поисковых систем, они постоянно меняются! В одно прекрасное утро можно проснуться и не обнаружить свой Сайт в выдаче поисковика на первых трех, а то и десяти страницах. Компания СПЕЦИАЛИСТОВ-оптимизаторов может гарантировать, что в таких случаях сделает все, чтобы вернуть лидирующие позиции. Естественно, это возможно только в том случае, если она выполняет для вас не разовую раскрутку, а гарантирует постоянную помощь, как своему клиенту.
Кроме того, существуют такие подводные камни, как «черная» оптимизация. Фактически это игра на грани фола. Программисты, занимающиеся оптимизацией, знают ряд недозволенных приемов, которые реально могут поднять рейтинг вашего сайта. Однако они никогда не скажут вам, что эти приемы, в случае их выявления со стороны поисковиков, неизбежно приведут к наказанию. Ваш сайт может быть исключен из рейтинга, и придется все начинать с нуля. СПЕЦИАЛИСТЫ всегда будут соблюдать правила поисковых машин, в ручную, или используя специальные программы, эмулирующие работу человека. Именно это будет вашей гарантией в случае любых форс-мажорных обстоятельств.
Вопрос №5: В чем будут заключаться конкретные выгоды работы со специальным программным обеспечением, оптимизирующим мой интернет-бизнес?
Ответ: просто попробуем обобщить многое из того, что уже было сказано выше.
Во-первых, приобретая специально разработанные программы для оптимизации интернет-бизнеса, вы получаете инструмент для работы Своих СПЕЦИАЛИСТОВ, для контроля вашими менеджерами и руководителями проектов работы веб-мастеров, программистов и фирм-оптимизаторов, услугами которых вы решили воспользоваться. Такие программы, разработанные, к примеру, упомянутой выше компанией NetPromoter, специально сделаны так, что не требуют особых знаний и навыков.
Во-вторых, подобные программы созданы именно для того, чтобы сэкономить ваше время. Они позволяют автоматизировать процесс и работать одному сотруднику всего несколько часов в день, в том числе и с двумя и более проектами единовременно.
В-третьих, что предусмотрено в работе любой уважающей себя компании, один раз заплатив за пакет программ, вы будете бесплатно получать обновление баз данных, новые версии программ и поддержку СПЕЦИАЛИСТОВ этой компании. На последний пункт следует обратить особое внимание. Это практически один из критериев, по которому можно оценить – стоит иметь дело с компанией-оптимизатором или нет. В одном случае вы платите один раз за то, что для вас один раз выполнят работу. В другом – платите один раз, за то, что вам постоянно будут оказывать поддержку в дальнейшем. Как говорится, почувствуйте разницу.
Вопрос №6: Есть ли возможность глубже ознакомиться со специальным программным обеспечением, узнать все его возможности в развитии интернет-коммерции, и научиться использовать их в полном объеме?
Ответ: Спрос на образование в области интернет-коммерции растет. Естественно, что российские фирмы, развивающие и курирующие данное направление, уже готовы предложить свой опыт новичкам виртуального бизнеса. Аудит, анализ допущенных ошибок, анализ сайтов-конкурентов и вашего сегмента рынка, результаты и выводы статистического анализа, и многое другое – специальные программы легко лягут в основу вашего бизнеса, помогут спланировать, осуществить и оценить. Круг проблем и профессиональных решений весьма широк. Круг знаний потенциальных пользователей пока, увы, весьма узок. Именно поэтому компания NetPromoter, работающая в области кибермаркетинга, регулярно проводит образовательные бесплатные семинары из серии "Анализ, продвижение и управление ресурсом в интернете". Эта же компания участвует в написании и публикации комплексных учебных пособий и развивает сотрудничество с ведущими учебными заведениями, в частности, с Академией народного хозяйства при правительстве РФ. На данный момент подобные проекты имеют статус скорее «первой ласточки», чем общепринятых, однако они позволяют вести диалог между СПЕЦИАЛИСТАМИ и теми, кто уже столкнулся с задачами продвижения ресурсов в интернете и заинтересован в получении наиболее полной и корректной информации.
Ирина Евдокимова